Основные сведения» Категория: Образование

1. Актуальность и педагогическая

целесообразность дополнительного образования _____________    3

2. Цели и задачи дополнительного образования     ________­­____  _5

3. Нормативно-правовое обеспечение системы

дополнительного образования      ____________________________ 6

4. Концептуальная основа дополнительного

образования                                                              _______________ 7

5. Функции дополнительного образования               _____________ 8

6. Направления дополнительного образования         ____________  9-10

7. Планируемые результаты                                          ____________11

8.  Режим работы                                                           _________ ___ 12

9. Формы организации детских объединений            _____________13

 

II. Учебный план                                                        _____________14

 

III. Содержание дополнительного образования

1. Программно-методические условия                           ______15-16

2. Оценочные и методические средства                         ______17-18

3. Условия развития системы дополнительного                  

образования  в общеобразовательном учреждении_________ 19-20

                                                             

IV.Материально – техническая база                      ________ 21- 22

 

V. Список литературы   ______________________________23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.                                                                                                                                I.            Пояснительная записка

 

  1. 1.      Актуальность и педагогическая целесообразность

организации дополнительного образования

 

          Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается  важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения  детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе  выступает как педагогическая структура, которая:

- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,

– обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и  его личностную значимость,

–          дает шанс каждому открыть себя как личность,

–          предоставляет  ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,

–          налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,

–          активно использует возможности окружающей  социокультурной и духовной пищи,

–          побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,

–          обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

       Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие   запросы.

         Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

         Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся   МКОУ Большеинской СОШ № 6 строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в нашей школе располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей учащихся в разных областях  деятельности.

         Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в  школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает:

•     обеспечивать непрерывность образования;

•     развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

•     осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;

•     проводить профориентацию;

•     развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.

    Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа учащихся в системе ДО способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.

 

 

  1. 2.      Цели и задачи дополнительного образования

            Целями дополнительного образования являются:

- выявление и развитие способностей каждого ребенка;

- формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

Эти цели реализуются на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую направленностей, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и навыков.    

Основные задачи дополнительного образования следующие:

  • Ø изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;
  • Ø определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения;
  • Ø формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  • Ø создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования  большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
  • Ø создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • Ø обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

 

 

 

 

  1. 3.      Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования

 

Федеральная нормативно-правовая база

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. N 1008  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  5. «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г.    № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детейСанПиН 2.4.4.3172-14,

утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41.

 

Локальная нормативно-правовая база

 

  1. Устав МКОУ Большеинской СОШ № 6.
  2. Положение о дополнительном образовании детей.
  3. Положение о рабочей программе дополнительного образования.
  4. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

 

  1. 4.      Концептуальная основа дополнительного образования

 

           Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию  и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное  образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное  образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Оно создает непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное  образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности,  условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:

природосообразности - принятие  ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка,  не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;

гуманизма -  через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды  деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

демократии -  совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры, направленная также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

творческого развития личности -  каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов;

свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности -  свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста;

дифференциации образования с учетом      реальных возможностей каждого учащегося - существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество педагогов и  учащихся разных возрастов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

           

 

  1. 5.      Функции дополнительного образования:
  • образовательная– обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • воспитательная– обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
  • информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
  • коммуникативная – расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
  • профориентационная- формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию;
  • интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
  • компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • социализационная– освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  • самореализационная– самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • релаксационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.

 

  1. 6.      Направления дополнительного образования

     Дополнительное образование в школе представлено следующими     направлениями:

- художественно-эстетическое;

- физкультурно-спортивное;

- туристско-краеведческое.

 

1. Художественно-эстетическая направленность

Целью данного направления является нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования, воспитание гражданина России, знающего и любящего  ее традиции и культуру и желающего принять активное участие в ее развитии. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

- развитие у детей способности эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;

- развитие художественного вкуса у учащихся;

- формирование представлений о культурной  жизни своего края, села;

-привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное  искусство.

 

2.Физкультурно-спортивная направленность

Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание  и привитие навыков физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в  престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил;

- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;

- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;

- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

 

3. Туристско – краеведческая направленность

Целью туристско-краеведческого направления является массовое привлечение обучающихся, родителей, педагогов, общественности к регулярным занятиям туризмом, организации активного отдыха и формирование умений обучающихся адаптироваться в условиях природной и социальной среды.

Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

 - привитие детям любви к Родине, родному краю;

-создание единого туристического коллектива, привитие детям чувства дружбы и коллективизма;

- привитие детям любви к природе,  безопасного и бережного отношения к ней, изучение флоры и фауны окружающей среды;

- развитие у  детей способности  ориентирования на местности  в различных условиях;

-обучение детей способам выживания в неблагоприятных климатических, природных и автономных условиях.

 

  1. 7.      Планируемые результаты:

 

-          создание в школе единой системы  дополнительного образования, которая   будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;

-          расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;

–          увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;

–          целенаправленная организация свободного  времени большинства учащихся школы;

–          внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания;

–        укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

–        профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.

 

  1. 8.      Режим работы

 

Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся во второй половине дня. Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования  установлен перерыв не менее

40 минут. Продолжительность занятий в учебные дни не превышает 1,5 часа, после 45- минутного занятия устанавливается перерыв 10 минут для отдыха и проветривания помещений. Продолжительность индивидуальных занятий  30 мин., перерыв -10 мин.

Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю. Окончание занятий должно быть не позднее 18.00 ч.

 

  1. Формы организации детских объединений

 

  • кружки
  • студии
  • секции

 

    Занятия в кружках и секциях дополнительного образования могут проводиться в форме лекций, практических работ, игр, соревнований, экскурсий, походов, прогулок,  индивидуальных консультаций или бесед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Учебный план

Учебный план является одним из руководящих документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса дополнительного образования школьников. Он устанавливает перечень направлений и программ,  исходные данные для всех видов занятий (групповые, индивидуальные).

 

Направление дополнительного образования

Название детского объединения

Срок реализации

Возраст детей

Кол-во  часов в неделю

Всего часов

Формы подведения итогов

 

Художественно-эстетическое

Музыкальная студия

3 года

11 - 17 лет

4,5

153

Творческие отчеты,

участие  в конкурсах

Радуга мастерства

3 года

11-16

лет

4,5

153

Выставки работ, участие в конкурсах

Сделай сам

1 год

12-16 лет

4,5

153

Выставки работ, участие в конкурсах

Туристско-краеведческое

Туризм

1 год

12-17 лет

9

306

Зачетные  походы, соревнования

Физкультурно-спортивное

Баскетбол

1 год

12-17 лет

4,5

153

Соревнования

Шахматы

2 года

12-16

лет

4,5

153

Турниры Соревнования

 

 

III. Содержание дополнительного образования

1.Программно-методические условия

 

            Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы.

        Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

            Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые  недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • реализация единства образовательного процесса.

            Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп учащихся, их родителей, педагогов.

Педагоги дополнительного образования будут работать по программам, разработанным самими педагогами с учетом специфики нашей школы. Все программы будут рассмотрены и  утверждены согласно «Положению о рабочей программе дополнительного образования детей»

 

 

 

Художественное направление

 

Кружок «Сделай сам»

Музыкальная студия «Мир вокального искусства»

Творческое объединение «Радуга мастерства»

 

    Цель – развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии детей, обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия в этом направлении приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Эти занятия создают психологические, художественные, прикладные, социальные условия для проявления творческой одаренности детей, развитие общей культуры личности.

Срок реализации программ – 1-3 года.

 

Физкультурно – спортивное направление

 

Секция «Баскетбол» и кружок  «Шахматы»

Образовательная программа предусматривает гармоничное физическое развитие, разностороннюю физическую подготовку, формирует здоровый образ жизни у будущего выпускника, защитника своего Отечества, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Основные формы деятельности по данной программе: инструктажи, практические занятия, профессионально ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды здорового образа жизни.

Срок реализации программ – 1-2 год.

 

 

 

Туристско – краеведческое направление

 

Кружок  «Туризм»

Программа способствует осмыслению обучающимися исторического наследия Красноярского края, вовлечение их в исследовательскую и экскурсионную деятельность. Развивает коммуникативные качества, информационную культуру, творческие способности детей. Направлена на воспитание у детей чувства патриотизма, причастности к судьбе своей малой Родины, понимания ценности в жизни человека, семьи, родной улицы, известного земляка, своего города. Реализация программы предполагает использование бесед, экскурсий, походов, проектной деятельности, выполнение самостоятельных заданий, работы с картами, схемами, иллюстрациями.   

Срок реализации 1 год.

 

2.Оценочные и методические средства

Объектами оценивания будут: результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социализации, т. е. степень адаптации, активности, уровень нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции и т.д.)

Предметом оценивания определены соответствие результатов целям (социального становления, требованиям программы); соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; сохранность контингента детей; удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и др.

Критериями оценки эффективности результатов деятельности являются:

  1. Ценностно-целевой:

-          уровень постановки, осознания, выполнения целей, которые ставит перед собой ребенок или его родитель в процессе занятий в учреждении

  1. Когнитивный:

-          уровень усвоения знаний, умений и навыков,

-          уровень развития способностей, интеллекта

  1. Эмоционально-мотивационный:

-          уровень мотивации ребенка к познанию и творчеству,

-          уровень волевых устремлений,

-          степень интереса ребенка к деятельности,

-          степень устойчивости к влияниям антисоциальной среды

  1. Деятельностный:

-          уровень включенности в разные виды деятельности,

-          степень результативности, продуктивности деятельности, оптимальности затрат,

-           степень перспективности деятельности для будущей профессии,

-          уровень освоения системы социальных ролей,

-          уровень социально-нравственной деятельности и поведения,

-          уровень коллективизма

-          степень интереса ребенка к деятельности.

 

Система отслеживания результатов образовательной деятельности учащихся  включает в себя следующие этапы:

 

1.Вводная диагностика - проводится в начале учебного года при наборе

детей в объединения.

Цель - предварительное выявление уровня подготовленности.

Формы проведения - анкетирование, тестирование.

2.Промежуточная диагностика - проводится в конце первого полугодия

(в течение всего учебного года - по мере необходимости).

Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся.

Формы проведения - тестирование, практические  работы, творческие задания, зачёт.

3.Итоговая диагностика - проводится в конце учебного года.

Цель - подведение итогов завершающегося обучения.

      Промежуточная и итоговая диагностика осуществляются в рамках аттестации обучающихся (в соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся различных форм объединений)и проводится в форме контрольных мероприятий по итогам образовательной деятельности в конце 1-го полугодия и учебного года в целом. Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Формы проведения контрольных мероприятий - тестирование, самостоятельная практическая работа, выставка работ, конкурсные и игровые программы, праздники, концерты, отчёты творческих коллективов, защита рефератов, проектов, участие в районных и краевых соревнованиях.

 

3.Условия развития системы дополнительного образования  в общеобразовательном учреждении

            Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

            Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развить систему дополнительного образования детей в школе, которая способствует созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого анализируется  социокультурная ситуация, в которой работает учреждение, выявляются интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании, учитываются особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

            Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей,можно улучшить содержание и уровень подготовки  различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволит координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

            Кадровые условия – это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам  организовано в рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста.

            Организация творческого сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методические объединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

            Регулярно организуется прохождение педагогами курсовой подготовки,  активизируется участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).

            (Кадровое обеспечение нашей школы представлено в справке о педагогических  и научных работниках.)

            Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей.

            Директор, его заместители по УВР и ВР   постоянно поддерживают  и поощряют тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ

 

IV. Материально – техническая  база

 

Материальная база нашей школы  является не оптимальной, но весьма достаточной для ведения эффективной образовательной деятельности. Учреждение располагает  17 учебными кабинетами,  спортивным и актовым залами со всем  необходимым оборудованием,  стадионом,  методическими материалами,  компьютерным  классом, библиотекой.

       В последние годы в материально-техническом обеспечении образовательного процесса в учреждении наметились позитивные тенденции. Значительно улучшилось положение с техническими средствами обучения и наглядными пособиями, оборудованием для проведения занятий в детских объединениях. Причины изменений заключаются в использовании средств из краевого бюджета и строительстве новой школы, которая вступила в эксплуатацию 1 сентября 2015 г. Учебные кабинеты оборудованы современными средствами: аудио- и видеоаппаратурой, музыкальной аппаратурой, компьютерами,  спортивным снаряжением.

Территория школа благоустроена, есть игровая, спортивная, баскетбольная  площадки, футбольное поле, площадка для игры в настольный теннис.

В школе функционируют:

  • 3 медицинских кабинета  (кабинет врача, процедурный, прививочный)
  • кабинет психолога;
  • спортивный зал;
  • актовый зал на135 мест, с новым музыкальным оборудованием;
  • столовая на 60 посадочных мест;
  • библиотека с чи­тальным залом;
  • мастерская технического труда оснащена станками: настольно-сверлильным, деревообрабаты­вающим, заточным, токарным по дереву.
  • ка­бинет  технологии  оснащён швейными машинами, оборудован элек­троплитой и другим оборудованием

В школе имеются  кабинет информатики, оборудованный стационарными компьютерами на 13  рабочих мест и рабочим местом учителя.

В организации образовательного процесса используется мультимедийная техника (16 мультимедиапроекторов, 16 интерактивных досок, сканеры, ксероксы, принтеры).

Школа подключена к сети Internet в рамках проекта «Об­разование». Учащиеся и педагоги имеют возможность выхода в Интернет. Функционирует элек­тронная почта, сайт школы.

Учебные кабинеты оснащены мебелью согласно нормам СанПина.

Более подробно с материально-техническим оснащением школы - в справке о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам.

 

Информационно-методические условия реализации

дополнительной общеобразовательной программы

 дополнительного образования

 

        Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения дополнительного образования,  в целом обеспечивающий результативность  современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика   средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

       В соответствии с требованиями к современному образованию информационно-методические условия реализации основной образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

        Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Основными элементами ИОС являются:

— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

— информационно-образовательные ресурсы Интернета;

— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

— прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения.

Учебно-методические и информационные ресурсы реализации основной образовательной программы основного общего образования  обеспечивают:

–  образовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы);

–  образовательную деятельность обучающихся, учителей, психолога, социального педагога.

 

V. Список литературы

 

1.Барзенкова А.Г., Политахина Л.М. Модель дополнительного образования в общеобразовательном учреждении http://www.asdg.ru/asdghtml/Ssov/2006/06_10_12/10/1002.html

2.Буйлова Л.Н,  Кленова Н.В.   Дополнительное образование детей в современной школе http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/sodershanie.htm

3.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.

4.Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3

5.ГуткинаЛ.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе», М., 2002

6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: – М.: 2002.

 7. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru.

8.Крылов  И.И. Педагогические условия формирования эстетической культуры старших подростков в дополнительном образовании общеобразовательных учреждений http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/KrulovII.doc

9. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.

10.Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных   учреждениях   http://vipdisser.com/work/work_50323.html

 

 

 
Основные сведения» Категория: Образование

Срок действия свидетельства по государственной аккредитации по реализумым основным образовательным программам с 14 марта 2016 г по 11 мая 2024 г.

 
Основные сведения» Категория: Образование

МКОУ Большеинская СОШ № 6

                                                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                                         директор­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________

                                                                                       А.Н.Харламова.  

                                                                           31.08.2017 г. Приказ № ___                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Годовой календарный учебный график на 2017/18 уч. г.

 

Начало учебного года – 1 сентября 2017 г.

 

Регламентирование образовательного процесса на неделю:

                                                  5-дневная учебная неделя – 1-3, 5-11 кл.

                                                  6-дневная учебная неделя – 4 кл.

Регламентирование образовательного процесса на день:  

 сменность занятий – в I смену

 

Четверти

Продолжительность

Классы

Кол-во недель

Кол-во дней

I

01.09 – 27.10

01.09 - 28.10

1-3, 5-11

8 нед. 1 день

41

4

8 нед. 2 дня

50

Осенние каникулы

28.10 – 05.11

 

 

9

II

06.11 – 29.12

06.11- 29.12

1-3, 5-11

8 нед.

7 нед. 5 дней

40

4

47

1-е п/г

01.09 – 29.12

1-3, 5-11

16 нед. 1 день

81

01.09-  29.12

4

16 нед. 1 день

97

Зимние каникулы

30.12 – 09.01

 

 

12

 

III

10.01 – 23.03

10.01 - 23.03

 2-3,5-11

10 нед.

50

 4

10 нед.

9 нед.

60

1

45

Допол. каникулы

12.02 – 18.02

1

1 нед.

7

Весен. каникулы

24.03 – 01.04

 

 

9

 

IV

02.04 – 30.05

1-3, 5-8,10

7 нед. 4 дня

39

02.04 – 30.05

4

7 нед. 5дней

47

02.04 – 25.05

9, 11

7 нед. 1 день

36

 

2-е п/г

10.01 – 30.05

1

16 нед 4 дня

84

10.01 – 30.05

2-3, 5-8,10

17 нед 4 дня

89

10.01 – 30.05

4

17 нед 5 дней

107

10.01 – 25.05

9,11

17 нед 1 день

86

Всего учебных недель и дней

01.09 – 30.05

1

33

165

01.09 – 30.05

5-8,10

34

170

01.09 – 30.05

4

34

204

01.09 – 25.05

9,11

33 нед. 2 дня

167

Итог. аттестация

27.05 – 22.06

9

 

 

 

27.05 - 22.06

11

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание: учебный календарь Минобразования Российской Федерации

на 2017/18 уч. г.

Проведение нулевых уроков запрещено.

В воскресенье и в праздничные дни образовательное учреждение не работает.

На период школьных каникул приказом директора устанавливается особый график работы образовательного учреждения.

 

в 1-4, 5-9 классах учебный год делится на 4 четверти.

в 10-11 классах – на 2 полугодия.

 

     

 Продолжительность  учебного года:

1 класс - 33 недели

2-8, 10 классы – 34 недели

9,11 классы – 34 недели

 

Продолжительность каникул в течение учебного года - 30 календарных дней.

 

Период государственной (итоговой) аттестации для обучающихся 9, 11 классов определяется  на основании приказа Министерства образования и науки РФ; 

 

   Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы:

      на первом и втором уровне обучения - за четверти, на третьем уровне - за полугодия.

 

 

 

 

 
Основные сведения» Категория: Образование

 

 

Аннотация  к

рабочим программам  учебного  плана

   для детей с ограниченными возможностями здоровья

 на 2017-2018 учебный год

 

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии:

- Федерального  закона Российской Федерации от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 01.09.2013 года),

-  Постановления  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;

- Постановления государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015года № 26  об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  - Письма Министерства образования и науки Красноярского края «О формировании учебных планов для организации общеобразовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья» №5429 от 17 июня 2013 года

-  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №  253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 - Устава МКОУ  Большеинская СОШ № 6.

Учебный план рассчитан на  34 учебные недели при 5 дневной рабочей  неделе в 3,4,7,8 кл. с продолжительностью урока 40 минут в первую смену.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным общеобразовательным программам на основании решения педагогического совета, рекомендаций школьного ПМПк, коллегиального заключения районной  ПМПК и заявления родителей о согласии на изменение программы обучения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются  в 1,6 классах на дому, обучающиеся 3, 4,7,8  классов с ограниченными возможностями здоровья обучаются в условиях инклюзии в общеобразовательных классах .

          Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, направлена на их социализацию в общество. Она носит комплексный характер, соединяющий в себе методы и приемы общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни, рекомендованных к использованию.

     Формы проведения промежуточной аттестации: контрольное списывание, контрольная работа,   тестирование, защита проекта, защита творческих работ, устный опрос и др.:

 

 

 

 

 

 

Формы промежуточной аттестации для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования

 

Предметы

Ответственный

 3 кл.

4 кл.

7 кл

8 кл.

Русский язык

Зам. директора УВР, руководители ШМО

контрольное списывание

контрольное списывание

контрольное списывание

контрольное списывание

Литература

чтение

Зам. директора УВР, руководители ШМО

тест

тест

тест

тест

Математика

Зам. директора УВР, руководители ШМО

тест

к/р

к/р

тест

История

Зам. директора УВР, руководители ШМО

-

-

тест

-

Биология

Окружающий мир

Зам. директора УВР, руководители ШМО

тест

тест

тест

тест

География

Зам. директора УВР, руководители ШМО

-

-

тест

-

Музыка

Зам. директора УВР, руководители ШМО

урок-концерт

урок-концерт

урок-концерт

-

Изобразительное искусство (ИЗО)

Зам. директора УВР, руководители ШМО

выставка работ

выставка работ

выставка работ

-

Физическая культура

Зам. директора УВР, руководители ШМО

Легкоатлетическое многоборье

Легкоатлетическое многоборье

Легкоатлетическое многоборье

Легкоатлетическое многоборье

Технология

Зам. директора УВР, руководители ШМО

тест

проект

тест

тест

СБО

Зам. директора УВР, руководители ШМО

-

-

тест

-

 

          Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности.Расписание специалистов содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.

Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования.

         Обучение общеобразовательным учебным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.                               «Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

             Учебный предмет «Математика» в образовании детей с умственной отсталостью представлен элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математические знания реализуются и при изучении учебных предметов: «Технология», «История», «География», «Биология», «География», «Физическая культура», «Социально-бытовая ориентировка» и др.                

           Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется в 3,4,8 классах.                                  Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего - вопросы профилактики различных заболеваний.

            Обучение по учебным предметам «Искусство» «Изобразительное искусство» и «Музыка» предполагает овладение школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое  нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков - обязательное условие учебного процесса.

 Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки.

В 5-9 классах расширяется инвариантная часть учебного плана за счет предметов «История», «География». Учитывая  психофизические особенности  данных детей с ОВЗ из учебного плана МКОУ Большеинская СОШ № 6 исключены следующие предметы:  «Физика», «Химия», «Иностранный язык», сокращены часы математики, но добавляются из части, формируемой участниками образовательного процесса часы предмета технологии. Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению.  Программы технологии подобраны в соответствии с потребностями и психофизическими возможностями умственно отсталых детей с учетом региональных особенностей и наличием материально-технических условий. 

Учебный предмет «История» формирует систему знаний о самых значительных событиях, становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку, производство, культуру, общественный уклад.

Учебный предмет «География» включает физическую географию России и зарубежья, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально- экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в учебном предмете «География» отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию.

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» (далее - СБО) обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

По окончании 9 класса для учащихся проводится выпускной экзамен  по технологии, при успешной сдачи экзамена учащиеся получают свидетельство об обучении.

 

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>

Полезные ссылки